Главная страница \  Я-сама  \  Статьи \  Хобби  \  Фотография  \  Фотография как хобби, призвани...

Дела дачные

Все о праздниках

Путешествия

Готовим дома

Автоледи

Хобби

Искусство дарить подарки

Домашние питомцы

Делаем покупки

Уроки этикета

Потанцуем?

Гороскоп

Фотография как хобби, призвание и способ заработать

Увеличить

Обзавелись дорогостоящей фототехникой и заполнили альбом удачными снимками? Может, настала пора дать объективную оценку своему творчеству и попробовать заработать на любимом хобби?

Фотошкола

Обзавелись дорогостоящей фототехникой и заполнили альбом удачными снимками? Может, настала пора дать объективную оценку своему творчеству и попробовать заработать на любимом хобби?

Объективная оценка качества фотографии — отнюдь не тривиальная задача. Точно так же, как соблюдение правил русского языка не гарантирует успех литературному произведению, доскональное следование предписаниям фотографических наук не поможет создать снимок, который будет интересен зрителям. А тем более всем зрителям без исключения (это попросту невозможно). Фотокомпозиция, владение техникой — всего лишь язык, с помощью которого фотограф выражает свои мысли, рассказывает об увиденном. Но успех снимка зависит не только от грамотности изложения. Важно то, насколько высказанные мысли и запечатленные образы близки зрителю. Именно здесь кроется причина всех споров и неоднозначной оценки фотографий. К примеру, можно достичь потрясающих успехов в съемке тараканов, но многим ли будет интересна такая тема?

Специальное образование помогает освоить язык фотографии, дает определенную уверенность в собственном мастерстве, но не может навязать тему творчества, изменить ваше отношение к фотографируемым вещам и событиям. К сожалению, государственное фотографическое образование в России сведено к минимуму. На уровне средне-специального существует только направление «Техника и искусство фотографии». Обучение по этой программе осуществляется лишь в двух колледжах на всю страну (в Москве и Омске). По окончании базового двухгодичного курса вам присвоят квалификацию «фотограф-технолог», а по окончании углубленного курса (ещё через год) получите звание фотохудожника.

В рамках высшего образования фотография представлена лишь как специализация или курс на различных факультетах. Например, в МГУ, на факультете журналистики, существует специализация «Фотожурналистика», а во ВГИКе на факультете операторского мастерства преподают дисциплину «фотокомпозиция». Можно изучить фотографию и в Институте культуры, обучаясь на преподавателя фотокружка. Определенной популярностью пользуется у фотографов ЛИКИ (Ленинградский институт кино и телевидения). В общем собственно фотографического образования в вузе получить нельзя.

Впрочем, за последнее десятилетие появилось множество коммерческих заведений, где обучают фотографии — вот только эффективность подобных курсов зачастую существенно ниже их стоимости. Впрочем, желая овладеть мастерством, не стоит пренебрегать любой возможностью. Один учитель — это всего лишь одно субъективное мнение.

Но даже если получить фотографическое образование не удается, огорчаться не стоит. Большинство выпускников выносят из курса обучения лишь несколько технических терминов вроде «отсутствует проработка в светах», «сильная подушкообразная дисторсия» или «нарушено правило золотого сечения». Иными словами, терминологию, благодаря которой несведущие в фотографии люди могут принять вас за профи. Так ли необходимо специальное образование?

Государственные «корочки» большинство законопослушных граждан получает по привычке — «чтоб были». В государственных структурах они и вправду зачастую необходимы. Мне диплом о высшем образовании потребовался лишь однажды — чтобы иметь возможность преподавать в колледже. Но ни один из работодателей, кому требовался фотограф, подобных документов от меня не требовал. Главное, что их интересовало, — мое портфолио. Вот об этом стоит рассказать подробнее.

Портфолио

Портфолио для фотографа — подборка лучших его снимков. Новичку достаточно просто собрать самые удачные снимки и разместить их в альбоме или наклеить на картонные листы. Профессиональный же фотограф должен представить наиболее значимые публикации в прессе, выполненные заказы и дипломы фотографических конкурсов (если есть). Электронное портфолио, размещенное в Интернете, позволит потенциальным работодателям взглянуть на ваши работы дистанционно. Многие начинающие фотографы обзаводятся собственными сайтами, предполагая, что это сразу обеспечит поток заказчиков. Конечно, такое едва ли произойдет.

Галерея снимков в Интернете — всего лишь «визитная карточка», которую вы можете показать работодателю по первому требованию. Но если в ваши планы входит заработок с помощью фотографии, немедленно начинайте откладывать лучшие снимки для портфолио. Учтите, что его тематика должна полностью соответствовать тому жанру фотографии, в котором вы хотели бы работать. Придя в модный журнал с подборкой пейзажей, вы вряд ли добьетесь успеха. Поэтому сначала стоит определиться с жанром. Это может быть наиболее любимый или коммерчески успешный вид фотографии — решать вам. Безусловно, для работы в студии «фото на документы» портфолио не потребуются; впрочем, для этого не нужно даже быть фотографом — чтобы в этом убедиться, достаточно лишь посмотреть фото в своем собственном паспорте.

Однако для того чтобы сделать хорошее портфолио, все же нужны те самые знания и умения, которые можно получить в фотографическом учебном заведении.

Принцип отбора работ вроде «мама, тебе этот снимок нравится?» в данном случае совершенно не подойдет. Да и одних знаний недостаточно — для съемки необходима также хорошая фототехника. На это можно возразить, сказав, что снимает не фотоаппарат, а фотограф. Отчасти это так, но будьте уверены — серьезный работодатель не впечатлится гениальным снимком, если он будет недостаточно качественным. А многие из проводящих собеседование сотрудников, наиболее далеких от творческой фотографии, вообще начнут беседу с вопроса — сколько мегапикселов в вашем фотоаппарате? Поэтому значительные траты на технику — первый шаг к заработку. Безусловно, предпочтение стоит отдать цифровому зеркальному фотоаппарату.

И как бы банально это ни прозвучало, если вы новичок — не покупайтесь на рекламу, просто приобретите Canon. Вовсе не секрет, что подавляющее большинство фотографов, снимающих цифровыми «зеркалками» (по крайней мере в нашей стране), работает именно на Canon. Количество поклонников этой марки особенно возросло с переходом на цифровую технику. Впрочем, более опытные фотографы могут позволить себе искать свой идеал камеры среди аппаратов разных производителей.

Ну, а выбор конкретной модели будет ограничен весом устройства (для девушек это особенно актуально) и весом вашего кошелька. Будьте уверены, правило «чем дороже — тем лучше» в цифровой фототехнике оправдано на сто процентов. Это относится как к камерам, так и к объективам и штативам. А вот в случае с карточками памяти, элементами питания, вспышками и прочими аксессуарами данное утверждение справедливо не всегда, здесь существуют бренды с откровенно завышенными ценами.

И ещё один технический совет. Если в фотографии для вас главное — качество изображения и заработок, не поддавайтесь на провокации и вопреки советам различных «гуру» не изучайте аналоговую фотографию, не начинайте со съемки на фотопленку. Это все равно что учится водить автомобиль, управляя каретой, запряженной лошадьми!

Снимая на «цифру», вы быстрее научитесь фотографировать и вместе с этим получите снимки профессионального качества, вполне пригодные для портфолио, даже если используете самую простую «зеркалку». Качество цифровых камер уже достигло высочайших показателей и абсолютно не уступает пленочным моделям.

Смерть пленочной технологии во многом предрешена, сегодня аналоговая фотография интересна лишь как творческий метод получения фотоизображения, возможность манипуляции картинкой без помощи компьютера и дань традиции. Все это, однако, не даст вам никаких преимуществ в коммерческой фотографии.

Но вернемся к обучению, а точнее — к самообучению. Первой вашей настольной книгой должно стать руководство пользователя к вашему фотоаппарату. Каждая новая камера обязательно укомплектована подробной инструкцией на русском языке, где изложены основные азы фотографии. Чтобы разобраться в технических вопросах, прочтите одну-две книги, посвященных данной теме. Это может быть как старенький учебник по аналоговой фотографии, так и современное издание. Главное — разобраться в основных понятиях и всевозможных факторах, влияющих на изображение: выдержка, диафрагма, экспозиция, фокусное расстояние, светосила объективов и т. п.

Освоив камеру как технический инструмент, обязательно ознакомьтесь с азами фотокомпозиции. Здесь стоит отдать предпочтение не дорогим зарубежным изданиям, а трудам отечественных мэтров-теоретиков, чьи идеи и книги проверены годами. Из современных изданий это прежде всего книга «Фотография как» Александра Лапина. Среди раритетов, которые можно найти в букинистических отделах и библиотеках, рекомендуем работы Л. П. Дыко, А. Д. Головни, Л. Д. Курского, Я. Д. Фельдмана. Однако не все сказанное в книгах стоит воспринимать как свод законов, который непременно нужно соблюдать, или собрание секретов мастерства, благодаря которым из любого сюжета можно сделать шедевр.

Конечно, существует опасность, что некоторые изложенные в книгах постулаты можно понять неверно. Здесь бы помог опытный учитель, но таковых немного…

Помимо фототехники вам следует хорошо изучить компьютер и обязательно освоить какой-либо фоторедактор. Тут я не дам совета по выбору книг, а вот самым популярным редактором, безусловно, является Adobe Photoshop. Относитесь к сделанным цифровой камерой снимкам как к фотопленке с «негативами» будущих фотографий, которые с помощью компьютера вы сможете превратить в шедевры.

Этим правилом стоит пренебречь лишь в репортажной фотографии, где важна документальность и любое изменение снимка может быть воспринято как неприемлемое искажение действительности.

Важным шагом на пути к мастерству могут стать различные сервисы, где удастся разместить собственные фотографии и услышать критику единомышленников, проконсультироваться по каким-либо вопросам. Вам помогут клуб FOTO.RU, различные тематические сообщества в livejournal.com, ресурсы photosight.ru, fotokritik.ru, photoline.ru и т. п. Отзывы о ваших снимках в Интернете не всегда будут справедливыми. Во многих случаях вы сможете убедиться в том, что ваш виртуальный критик снимает хуже, чем вы. Учитесь грамотно и объективно оценивать собственные снимки.

Сделать это нетрудно, положив собственный шедевр рядом с фотографией признанного мастера и элементарно сравнив их. Чаще посещайте выставки и сайты признанных современных мастеров и классиков фотографии. И не стесняйтесь подражать! Попытка в точности повторить чей-либо снимок — отличная школа для начинающего фотографа. Полистав модные журналы, вы легко сориентируетесь в том, какая фотография сегодня наиболее востребована и способна принести хороший доход. Помните: первая ваша задача — сделать не хуже! Вторая — попробовать снять лучше, по-своему. Если пропустите первую ступень, сложнее будет ступить на вторую.

Заработок

Сначала вы станете фрилансером. Ничего неприличного в этом слове нет, оно лишь подразумевает, что фотограф внештатно сотрудничает с различными заказчиками. Удел фрилансера — масса свободного времени и нестабильные заработки. Скорее всего, первыми клиентами станут друзья и знакомые с их многочисленными торжествами, свадьбами, юбилеями, желанием разместить хорошие снимки на сайтах знакомств.

Свои ограничения наложит и техника — трудно снять хороший портрет «китовым» (входящим в комплект к камере) объективом или сделать качественный фоторепортаж, используя лишь встроенную в камеру фотовспышку. Чем уже будет ваша специализация, тем проще собрать комплект необходимого оборудования. Отдав предпочтение художественному портрету, обязательно купите светосильный объектив с фиксированным фокусным расстоянием, а компактная фотовспышка в этом случае не обязательна. Репортажному фотографу светосильный объектив не помешает, но все же первоочередная задача — приобретение фотовспышки.

Если снимки друзей окажутся хороши, будьте уверены — к вам обратится кто-то ещё. Не пренебрегайте подобной работой и знакомствами. Съемка различных торжеств — это хорошая подработка, возможность приобрести оборудование для художественной съемки или оплатить услуги визажиста и модели для собственных арт-проектов.

Неплохим подспорьем в заработке фрилансера и достаточно объективным мерилом вашего мастерства могут стать зарубежные агентства, торгующие фотографией, так называемые микростоки. Большое количество клиентов по всему миру позволяет таким агентствам продавать один и тот же снимок сотни раз. В выигрыше оказываются все.

Дизайнеры и издательства получают возможность купить отличный снимок за несколько долларов, а положенный вам, пусть и небольшой процент, умноженный на количество продаж, принесет вполне ощутимую прибыль. Начинающие стокеры считают большой удачей первые заработанные сто долларов, а вот доход опытных воротил, по слухам, переваливает за тысячу долларов в месяц.
Достоинство работы с микростоками в том, что вы снимаете все что угодно в любое свободное время, а затем просто закачиваете готовые снимки на сайт агентства. Если ваши фотографии соответствуют техническим, тематическим и художественным требованиям, их выставляют на продажу. Посещая свой раздел, вы сможете узнать, сколько раз были проданы ваши снимки, как много денег вам за них причитается и иногда даже названия компаний и изданий, купивших их. Когда сумма станет более-менее ощутимой, вы сможете её обналичить подходящим для вас способом.

Главные неудобства работы с микростоками — непременное знание английского и необходимость вникать в непростую на первый взгляд систему описания снимков, подтверждения и передачи авторских прав, способов перевода денег и прочих особенностей сотрудничества. Другой неприятной особенностью для некоторых может стать тематика представленных на стоках фотографий и большой спрос на качественные снимки не очень интересного содержания. В большинстве случаев это фотографии, подпадающие под определение «глянец» и «гламур».

Если все это вас не пугает, узнать о нюансах сотрудничества с микростоками можно на русскоязычном www.microstock.ru. Познакомиться с требованиями к работам, а также увидеть, какие снимки выставлены на продажу, и узнать, сколько раз они были проданы, удастся на любом из «сток»-сайтов, например на одном из самых популярных, www.istockphoto.com. Приятная особенность этого сайта заключается в наличии русскоязычной оболочки.

Другая возможность фриланс-заработка — сотрудничество с отечественными периодическими изданиями. Сотни газет и журналов — это стабильная потребность в новых снимках. Здесь все зависит от уровня издания и принятых в нем правил. Одни обходятся микростоками, покупая по цене одной фотосессии сотню профессиональных снимков.

Другие и вовсе бесплатно заимствуют фотографии без ведома авторов на сайтах вроде www.flickr.com, позволяющих скачать изображение в полном разрешении. Третьи готовы платить сотни долларов за эксклюзивные снимки. Одни издания имеют собственные фотостудии, другие сотрудничают только с фрилансерами. Самое неприятное в подобной работе — строго определенная тематика снимков, жесткие сроки их сдачи и выплата гонораров лишь после публикации в издании, то есть спустя один-два месяца с момента съемки. А иногда и полное отсутствие гонорара, если материал, проиллюстрированный вашими снимками, по какой-то причине не был опубликован.

Некоторые из фрилансеров непременно становятся папарацци. Эта работа требует определенных (не самых хороших) личных качеств, но иногда достойно оплачивается. Выбирая такой путь, будьте готовы часами сидеть в засаде, вооружившись камерой с солидным телеобъективом, и подписывать снимки псевдонимами, чтобы избежать уголовной ответственности. Все что от вас требуется — сфотографировать кого-либо из известных людей в пикантном месте или виде.

Такие снимки с радостью приобретают бульварные газеты, специализирующиеся на скандалах и личной жизни звезд. Отечественные гонорары, конечно, не столь велики, как на Западе, где вокруг слова «папарацци» сложилось множество мифов и легенд. Однако за фото отечественной звезды первой величины в купальнике или ещё более интимном виде вполне возможно получить $2–3 тысячи.

Одной из вершин карьеры может стать рекламная фотография, где бюджет снимка измеряется тысячами долларов. Не подумайте, что главное требование к рекламному фотографу — весьма популярный ныне «креатив». Главное — превосходная аппаратура и профессиональное владение ею. В производстве рекламы задействовано множество людей: копирайтеры, стилисты, визажисты, дизайнеры и прочие. Работа фотографа сводится лишь к точному воспроизведению их идей на снимке. Попасть в этот мир хороших денег и большой конкуренции не просто, но вполне возможно. Для начала достаточно стать ассистентом хорошего фотографа, а далее успех полностью зависит от ваших личных качеств.

Штатная работа в какой-либо компании или издательстве может обеспечить достаточно хороший и стабильный заработок, а может обернуться ежедневной рутиной со среднестатистической зарплатой. Будьте осторожны. Здесь все зависит от условий работы в конкретной организации и умении найти место, где эти условия хороши. В противном случае любовь к фотографии утрачивает смысл — должность менеджера или бухгалтера принесет больший доход при меньшей занятости. Нанесите цели на карту жизни — и в бой!

Снимайте и зарабатывайте.

Источник: http://www.rusdoc.ru
Комментариев нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.