Как понять, что коуч вам не подходит
Почти каждый человек, если ему поверить на слово, придерживается совершенно не тех убеждений, какими руководствуется в жизни.
Роберт Луис Стивенсон
Терпеть не могу логики. Она всегда банальна и нередко убедительна.
Оскар Уайльд
Наверное, для того, чтобы узнать подходит вам коуч или нет, необходимо сначала выяснить, почему он может вам подходить или не подходить. И здесь очень важно вспомнить одну очевидную истину, которую клиенты (особенно требовательные клиенты) имеют тенденцию забывать. Звучит она просто:
Коуч — тоже человек!
Это не лозунг профессионального союза коучей, и не главная мысль речи защитника в суде, это просто факт, игнорировать который бессмысленно, а иногда и вредно.
Коуч тоже человек, и в этом есть хорошие и не очень хорошие стороны с точки зрения достижения эффективности клиента. Хорошие заключаются, прежде всего, в том, что коуч, будучи человеком, может развиваться, учиться, повышать осознанность обладать гибкостью мышления, эмоциональностью, эмпатией, мудростью и чувством юмора.
Не очень хорошие стороны — это те, которые ограничивают любого человека, и коуча в том числе. У него есть свои собственные слепые пятна, свои убеждения, которые он не всегда готов менять. Его способность к творческому мышлению, эмпатии и концентрации внимания ограничена.
Он может увлечься проблемой клиента и забыть о мышлении на мета уровне, или клиент может ему настолько не понравиться, что работа будет затруднена.
Таким образом, чтобы не вставала задача трансформации коуча, прежде чем он займется трансформацией клиента, необходимо учиться понимать, какой коуч и кому подходит и почему.
А как же профессионализм, скажете вы? Профессионализм, безусловно, помогает, до определенной степени. Но, согласитесь, вы можете не подходить друг другу, и тогда профессионализм будет сглаживать эти шероховатости, или вы можете подходить друг другу, и тогда профессионализм будет поддерживать и усиливать и без того присутствующую эффективность. Второй вариант, согласитесь, больше похож на желаемую действительность.
При выборе коуча важно запомнить одну вещь: для того, чтобы быть для вас хорошим коучем, он не обязан вам нравиться. Точно так же, как и вы ему. Конечно, то это не значит, что нужно выбирать кого то, кто вызывает у вас искреннее и непреодолимое отвращение. Но также ошибкой было бы искать человека, который будет вам очень симпатичен. Не потому, что это плохо, а потому, что это просто не основной критерий.
Они хочут свою образованность показать и всегда говорят о непонятном. А. Чехов, «Свадьба»
Раз уж мы заговорили о критериях, давайте разберемся, какими качествами может обладать коуч, и как эти качества могут повлиять на ваше с ним совпадение.
Для того, чтобы работа между людьми была эффективной, необходимо, чтобы между ними был контакт. Контакт может возникать на пяти различных уровнях:
- Опыта
- Концепций
- Намерения
- Мотивации
- Развития
Контакт на уровне опыта означает
Уровень концепций означает, как человек интерпретирует мир вокруг него. Религии являются хорошим примером концепций, ясно, что двум христианам понять друг друга будет, как правило, легче, чем, скажем, христианину и мусульманину, или мусульманину и иудею.
Уровень намерения подразумевает, что цели у людей хотя бы частично совпадают. Трудно понимать друг друга, а тем более сотрудничать, если вы хотите добиться противоположных результатов. В случае правильной работы с коучем этот уровень заранее «гарантирован», потому что клиент ставит целью эффективность и результаты, и коуч ставит целью помощь клиенту в достижении эффективности и результатов. Если же с клиентом работает не коуч, а тот, кого мы называем «человек, применяющий коучинг», то есть тот, кто имеет некоторый свой интерес в определенных результатах клиента (например, его руководитель, коллега или один из родителей), то цели могут не совпадать, что, на определенном этапе, может оказаться препятствием.
Мотивация — это некоторая система внутри человека, которая определяет, что ему нравится, а чего он пытается избегать. Эти система определяется определенным набором параметров (по теории С. Рисса, профессора психологии и психиатрии Университета штата Огайо, США, таких параметров 16). Такой индивидуальный набор параметров называется мотивационным профилем. Если мотивационные профили двух людей похожи, им, безусловно, будет легче понять друг друга.
Не приведи Бог служить по ученой части. Всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек. Н. Гоголь. «Ревизор»
И, наконец, уровень развития. Под этим чаще всего понимают две вещи, которые могут быть взаимосвязаны, но, вообще говоря, означают совершенно разные явления. Первое — это способность к сложному или комплексному мышлению. Хорошим примером может послужить Альберт Эйнштейн с его теорией относительности, понять которую, как говорят, могут по настоящему только несколько человек в мире. Поскольку физика сейчас является предметом изучения в школах по всему миру, а также в большом количестве институтов и университетов, понятно, что речь идет не об отсутствии у людей специальных знаний, а о способности мыслить на том же уровне сложности, на котором мыслил Эйнштейн.
Второе — это уровень осознанности и связанная с ним способность к разотождествлению. Говоря проще, это способность видеть себя со стороны и различать возможность изменения того или иного своего качества, привычки, образа мысли или роли.
Разотождествление объяснить несложно. Все мы обладаем определенными стереотипами поведения, эмоциональными реакциями, привычным образом мышления, основанным на убеждениях. Со временем мы привязываемся к ним настолько, что начинаем воспринимать их как часть себя. Скажем, если у человека есть привычка к курению, то требование не курить в определенном месте он может воспринять как оскорбление. Если вы хорошо относитесь (испытываете привязанность) к определенному человеку, вам плохо, когда он страдает, и вы чувствуете себя обиженным, когда обижают его. Если
Это называется отождествлением — когда человек начинает воспринимать
Разотождествление — это обратный процесс. Вы рассматриваете подобную часть вас самих как объект, вследствие чего она перестает быть вашей частью, и у вас есть выбор, либо сохранить ее, либо изменить, либо и вовсе от нее отказаться. Как вы понимаете, это гораздо легче описать, чем сделать. И проблемы здесь, собственно, две. Одна — это увидеть такую свою часть или черту. Одно это уже вызывает большие сложности, потому что наше внимание привычно направлено вовне. Вся наука о медитации, которую изучают и практикуют годами, имеет целью научиться направлять внимание внутрь себя.
Один лишь ум может ввести ум в заблуждение. Об этом уме не забывай. Японская песня
Вторая проблема — изменить или отказаться от того, что вы увидели, в том случае, если это вам не служит. Те, кто пытался, например, бросить курить, знают, что это задача тоже не относится к легко выполнимым.
Итак, мы описали пять уровней, на которых может устанавливаться контакт между коучем и клиентом. Способствует ли наличие контакта эффективности работы? Безусловно. Значит ли это, что если мы подберем коуча и клиента так, чтобы у них был одинаковый жизненный опыт, взгляды на мир, намерения, мотивация и уровень развития, то они друг другу подойдут? Не обязательно!
К сожалению все не так просто. Ведь все эти уровни (за исключением, в некоторых случаях, уровня развития) настолько же ограничивают человека в решении его задач, насколько и поддерживают. Судите сами: если у двух людей одинаковый жизненный опыт и взгляды на жизнь, то и на задачу они будут смотреть, скорее всего, одинаково. Они будут хорошо понимать друг друга, но это ли нужно клиенту, если он не может найти решения? В таком случае есть большая возможность, что они не смогут найти решения вместе.
Эффективнее, вероятно, будет ситуация, когда жизненный опыт и взгляды коуча будут отличаться от таковых у клиента. Не очень сильно, чтобы они
Примерно то же самое касается и мотивационного профиля — люди с похожей мотивацией будут понимать друг друга, безусловно, легче. Однако, мотивационный профиль обуславливает ценности человека, способы достижения которых, иногда, встают на пути выполнения поставленных задач. Эти способы не являются
Если человек попадает в другую культурную среду, его ценности останутся теми же, а вот способы могут ей не соответствовать, и тогда, возможно, их лучше изменить, то есть найти возможности удовлетворения тех же мотивов, но уже способом, приемлемым в этой культуре. Приведем экстремальный пример, нереальный, зато иллюстративный.
Предположим, что в некоем племени, практикующем каннибализм, победой над противником называется процесс, когда вы его убиваете и съедаете его печень, чтобы стать еще более храбрым и сильным. Представим себе теперь человека из такого племени, для которого стремление к победе, первенству, является ценностью. Понятное дело, что в своей привычной среде он будет стараться убить и съесть как можно большее количество конкурентов.
А теперь, давайте вообразим, что такой человек попал в одну из цивилизованных стран и волшебным образом стал, скажем, футболистом. Согласитесь, что если на поле он начнет убивать игроков из команды соперников и есть их печень, это закончится плачевно.
Если же наш абориген внезапно станет бизнесменом или брокером с
Таким образом, базовые стремления могут оставаться одинаковыми, а пути их удовлетворения сильно отличаться. Для того, чтобы это понять на собственном примере, необходимо иметь способность осознать не только способы удовлетворения своих ценностей и мотивов, но и сами ценности. Если же у вас и у вашего коуча ценности абсолютно одинаковы, он вряд ли поможет вам в этом помочь, потому что вы оба будете воспринимать их как нечто само собой разумеющееся.
Совпадение в уровне развития будет означать, что вы оба способны решать задачи определенной степени сложности. Возможно, в таком случае в вашей работе с коучем будет не хватать вызова, подвижки к развитию. Если же вы выберете себе коуча очень сильно превосходящего вас по уровню развития, возможна ситуация типа «папа, с кем это вы сейчас говорили?». То есть коуч будет иметь тенденцию работать с вами на уровне, где вы еще работать не можете, что, естественно, помешает вашему движению. В редких случаях уровень развития коуча будет настолько высок, что он сможет подстраиваться к уровню любого клиента. Такой коуч уже больше похож на духовного мастера, если вам повезет найти такого, перестаньте читать эту книгу и идите к нему.
Человек, желающий найти мудреца, должен быть мудрым сам. Ксенофан Колофонский
Довольно интересна ситуация, когда клиент находится по уровню развития выше, чем коуч. Большинство людей считает, что такая работа будет заведомо неэффективной, что, вообще говоря, неверно. Если коуч тщательно придерживается хорошей коучинговой модели, то есть не встает на пути у клиента, дает ему работать, просто очерчивая структуру взаимодействия, то такая работа может быть довольно эффективной. Единственное условие — для такой работы требуется достаточно продвинутый клиент, способный мыслить самостоятельно.
Таким образом, коуч и клиент лучше всего подойдут друг другу в том случае, когда у них есть заметные отличия по всем тем параметрам, что были описаны выше, но эти отличия не полярные. Коуч должен создавать для клиента определенное «трение», ощущение глубокого комфорта и исключительно удовольствия от общения приведет скорее к «засыпанию», чем к «пробуждению» и эффективной деятельности.
Как все это выяснить? Конечно же, через общение. На Западе большие компании, предоставляющие коучинговые услуги, часто имеют много коучей в базах данных и занимаются подбором подходящих коучей для своих клиентов. В России это пока еще вопрос будущего. Поэтому остается всем привычный и доступный способ — поговорить.
Мы рассмотрели вопрос, как узнать, в каких случаях коуч вам подходит. Как же узнать, что он не подходит? Абсолютно верно, так будет во всех остальных случаях.
Опираясь на все вышеизложенное, вы сможете до определенной степени ориентироваться в предварительном общении с коучем, когда вы решаете, стоит вам с ним работать или нет. Здесь уже очень важно то, что, делая это, вы сознательно берете на себя ответственность за это решение, что уже является шагом к развитию.
А, начав работать с ним или с ней, во время каждой сессии задавайте себе вопрос: «Чему служит то, что сейчас происходит? Решаю ли я важные для меня задачи, или удовлетворяю одну из потребностей, которую можно удовлетворить более дешевым способом и не в рабочее время?».
Отвечая на эти вопросы, вы сможете сделать работу с коучем более эффективной, а также понять, подходит ли вам этот коуч, или нет.