26. Мыслительный процесс
При решении сложной проблемы обычно намечается путь решения, который осознается как гипотеза. Осознание гипотезы порождает потребность в проверке. Критичность — признак зрелого ума. Некритический ум легко принимает любое совпадение за объяснение, первое подвернувшееся решение за окончательное.
Когда заканчивается проверка, мыслительный процесс переходит к окончательной фазе — суждению по данному вопросу.
Таким образом, мыслительный процесс — это процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (условия задачи), который является сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями и образами и который завершается
Выделяют четыре стадии решения проблемы:
- подготовка;
- созревание решения;
- вдохновение;
- проверка найденного решения.
Структура мыслительного процесса решения проблемы:
- Мотивация (желание решить проблему).
- Анализ проблемы (выделение «что дано», «что требуется найти», какие недостающие или избыточные данные,
и т. д. ). - Поиск решения:
- Поиск решения на основе одного известного алгоритма (репродуктивное мышление).
- Поиск решения на основе выбора оптимального варианта из множества известных алгоритмов.
- Решение на основе комбинации отдельных звеньев из различных алгоритмов.
- Поиск принципиально нового решения (творческое мышление).
- На основе углубленных логических рассуждений (анализ, сравнение, синтез, классификация, умозаключение
и т. п. ). - На основе использования аналогий.
- На основе использования эвристических приемов.
- На основе использования эмпирического метода проб и ошибок.
В случае неудачи:
Отчаяние, переключение на другую деятельность: «период инкубационного отдыха» — «созревание идей», озарение, вдохновение, инсайт, мгновенное осознание решения некоторой проблемы (интуитивное мышление). Факторы, способствующие «озарению»:
- высокая увлеченность проблемой;
- вера в успех, в возможность решения проблемы;
- высокая информированность в проблеме, накопленный опыт;
- высокая ассоциативная деятельность мозга (во сне, при высокой температуре, лихорадке, при эмоционально положительной стимуляции).
- Логическое обоснование найденной идеи решения, логическое доказательство правильности решения.
- Реализация решения.
- Проверка найденного решения.
- Коррекция (в случае необходимости возврат к этапу 2). Мыслительная деятельность реализуется как на уровне сознания, так и на уровне бессознательного, характеризуется сложными переходами и взаимодействиями этих уровней. В результате успешного (целенаправленного) действия достигается результат, соответствующий предварительно поставленной цели, а результат, который не был предусмотрен в сознательной цели, является по отношению к ней побочным (побочный продукт действия).
Проблема осознанного и неосознанного конкретизировалась в проблему взаимоотношения прямого (осознаваемого) и побочного (неосознаваемого) продуктов действия. Побочный продукт действия также отражается субъектом. Это отражение может участвовать в последующей регуляции действий, но оно не представлено в вербализованной форме, в форме сознания. Побочный продукт «складывается под влиянием тех конкретных свойств вещей и явлений, которые включены в действие, но не существенны с точки зрения цели».
100 ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ОТВЕТОВ ПО ПСИХОЛОГИИ
экзаменационный